Наблюдение осуществляется РПОО «Белорусский Хельсинкский Комитет» и ПЦ «Весна» в рамках кампании «Правозащитники за свободные выборы». В наблюдении участвуют 29 долгосрочных наблюдателей кампании «Правозащитники за свободные выборы».
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов областных и Минского городского Советов депутатов (далее - ОИК) являются важным субъектом избирательного процесса. К полномочиям ОИК отнесены, в частности, организация проведения выборов, руководство деятельностью участковых избирательных комиссий, регистрация инициативных групп граждан по сбору подписей избирателей в поддержку лиц, предлагаемых для выдвижения кандидатами в депутаты, и проведение агитации за их избрание, регистрация кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, контроль составления списков граждан, имеющих право участвовать в выборах, рассмотрение заявлений и жалоб на решения и действия участковых избирательных комиссий.
2. Как и прежде, одной из существенных законодательно закрепленных в ЖК препятствий в выдвижении представителей политических партий и общественных объединений в состав ОИК является требование законодательства о наличии областных (Минского городского) структурных подразделений этих субъектов избирательного процесса, зарегистрированных или поставленных на учет в установленном законом порядке.
3. Препятствий в подаче заявлений о выдвижении представителей в состав ОИК зафиксировано не было. Информация о времени и месте проведения соответствующих собраний органов по формированию ОИК вовремя располагалась на соответствующих интернет-страницах исполкомов и местных государственных СМИ.
4. Все представители кампании "Правозащитники за свободные выборы" имели возможность присутствовать на заседаниях органов при формировании ОИК, что является положительным фактом по сравнению с местными выборами 2014 г., когда в 43% случаев представителям кампании было отказано в праве присутствовать на заседаниях соответствующих органов по формированию ОИК.
5. Большинство представителей кампании, которые присутствовали при формировании ОИК, не имели возможности ознакомиться с документами о выдвижении представителей субъектов в состав ОИК. В качестве основания для отказа в ознакомлении с документом о выдвижении называлось отсутствие такого права у наблюдателей.
6. При формировании ОИК на совместном заседании президиума Брестского облисполкома и Брестского облсовета при ознакомлении с документами о выдвижении представителей в состав ОИК № 47 наблюдателем кампании было выявлено, что вместо 11 протоколов и заявлений о выдвижении в состав данного ОИК в наличии было только 5 протоколов и 1 заявление, что является нарушением установленного Постановлением Центральной комиссией № 36 порядка выдвижения представителей в состав избирательных комиссий.
7. При формировании ОИК проводилась обсуждение личных и деловых качеств выдвигаемых претендентов, а в случаях, когда количество выдвигаемых превышало количество членов ОИК, проводилось рейтинговое голосование. При создании ОИК в Витебском, Брестском и Могилевского облисполкома обсуждения выдвинутых кандидатов не происходило, характеристики выдвиженцам не давались.
8. Политические партии выдвинули в состав ОИК 423 человека, что составляет 9,5% от общего числа выдвиженцев, общественные объединения - 2 372 человека, или 53,3% от выдвиженцев, граждане путем подачи заявления выдвинули тысячу двести пятьдесят пять человека, или 28,2 % от общего числа выдвиженцев. Оппозиционные партии в целом выдвинули 132 человека, или 31,2% от выдвиженцев от политических партий или 3% от общего числа выдвиженцев.
9. Традиционно низким остался уровень представительства оппозиционных партий в ОИК. Так, с 132 выдвинутых оппозиционными партиями в состав ОИК было включено 22 человека, или 16,7% от выдвинутых (во время местных выборов 2014 г. - 5,25%). Для примера: из 291 выдвинутых провластными политическими партиями в состав ОИК вошло 271 человек, или 92,5% от выдвинутых ими, а из выдвинутых пятью крупнейшими проправительственными общественными объединениями (БРСМ, Белая Русь, Союз женщин, Союз ветеранов и ФПБ) 1960 представителей в состав ОИК вошли тысяча восемьсот семьдесят один человек, либо 95,5% от выдвинутых ими. Общее количество представителей оппозиционных партий в составе ОИК составила 0,53%. На местных выборах 2014 г. этот показатель составил 0,25%.
10. Очевидно дискриминационный подход к представителям оппозиции при формировании ОИК, характерный для предыдущих выборов, остается неизменным. Основным критерием, который применялся при формировании ОИК соответствующими органами, был предыдущий опыт работы в избирательных комиссиях. Надо отметить, что введение Центральной комиссией требований по обсуждению деловых и личных качеств претендентов, выдвинутых в состав избирательных комиссий, фактически не способствовало большему политическому плюрализму в ОИК.
11. Процесс формирования ОИК во время нынешних выборов прошел в атмосфере большей гласности, чем во время предыдущих местных выборов 2014 г., однако в целом новые практики и результаты формирования ОИК не отличались от предыдущих избирательных кампаний.